Кто и как пломбирует счётчики электроэнергии?

Для учёта электричества в жилых домах и на предприятиях устанавливаются электросчётчики, по которым абоненты и сбытовые компании контролируют показания и расход энергии.

Каждый прибор учёта и его комплектующие (проводка, трансформаторы тока) имеют срок службы и даже при нормальной работе должны проходить поверку. Интервал между поверками составляет от 4 до 16 лет при сроке службы 30–32 года.

Не стоит путать поверку с проверкой. Поверка является обязательной процедурой, подтверждающей безошибочную работу, её исполнение регламентировано федеральным законом от 26.06.2008 № 102–ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Время между поверками называется межповерочным интервалом.

При передаче корректных показаний и работе без ошибок, после поверки происходит опломбировка электросчётчика.

Кто и как пломбирует счётчики электроэнергии?

Типы поверок приборов учёта:

  • Первичная, при установке.
  • Периодическая, производимая в заданный изготовителем период. Помимо счётчика электроэнергии, поверку проходят и трансформаторы тока, межповерочный интервал которых варьируется от 4 до 16 лет. Датой начала интервала считается момент установки, а не предыдущей поверки.
  • Незапланированная, связана с ремонтными работами или потерей документов.
  • Инспекционная, при подозрении на противозаконные действия со стороны пользователя.

Опломбировка счётчиков электроэнергии: кто и как это делает?

Опломбирование электросчётчика проводится в зависимости от балансной принадлежности. При проживании в многоквартирном доме, обслуживаемом управляющей компанией, снятие показаний и пломбировка счётчиков электроэнергии проводится представителями УК. Затраты уже заложены в оплату ЖКХ либо делаются бесплатно.

Кто и как пломбирует счётчики электроэнергии?

В доме или квартире, который не обслуживается управляющей компанией, ответственность лежит на вас. Аналогично для юридических лиц. Если помещение принадлежит вам, покрывать расходы, следить за работой счётчика нужно вам. Если помещение арендуется, то всё зависит от договора с владельцем недвижимости.

Зачем нужна пломба? Для исключения мошенничества, для борьбы с потерями электроэнергии. Пломба – это антимагнитное устройство, мешающее «скручивать», то есть, уменьшать показания электросчётчика.

Потери электроэнергии есть всегда, они происходят при передаче электричества от источника до потребителя. Лишние расходы зависят следующих факторов:

  • работы линий электропередач;
  • расстояния;
  • состоянию силовых трансформаторов;
  • плохой изоляции проводников.

На часть процессов повлиять невозможно, а пресекать воровство со стороны злоумышленников по счётчику должны сетевые организации с правоохранительными органами.

Кто, когда и сколько должен платить?

Если прибор учёта находится на балансе абонента, платит он. Важно знать: юридическое лицо, имеющее по договору аренды счётчик, расположенный в трансформаторной подстанции поставщика, несёт за него ответственность.

Цена услуг не фиксирована, и зависит от нескольких факторов:
  • Согласно пункту 8, 442 постановления, первичная опломбировка счётчика электроэнергии всегда бесплатна. Восстановление – нет.
  • Опломбировка оборудования зависит от региона и цены, установленной сбытовой компанией. Цена от сбыта по месту прописки обычно меньше, чем от сетевиков.
  • При замене счётчика по вине либо желанию клиента пломбировка происходит платно.

В среднем, цена за опломбировку колеблется от 500 до 2500 рублей.

Это интересно: для лучшего контроля расхода электроэнергии поставщик услуг устанавливает счётчики АСКУЭ (автоматизированная система коммерческого учёта электроэнергии). Если счётчик на балансе организации, то все работы проводят они.

Рассмотрим пример. Семья проживает в частном доме, подача электроэнергии идёт через опору по воздушной линии электропередач. Выражаясь просто — через столб с проводами у дома.

На опоре устанавливается АСКУЭ, которая передаёт показания к серверу дистанционно.

Кто и как пломбирует счётчики электроэнергии?

Потребитель не несёт никакой ответственности за эту опору, а счётчик, установленный у него дома, остаётся в качестве контрольного. Домовладелец отвечает за свой старый электросчётчик, сверяет показания, но не передаёт информацию о расходах в сбыт. Почему? – Она считывается дистанционно. Показания АСКУЭ являются более приоритетными, чем информация контрольного. Помните, расходы электроэнергии должны совпадать.

Зачем и в каких случаях нужна пломбировка электросчётчика?

  1. Требуется при установке нового счётчика.
  2. Если нужна замена. Например, при увеличении договорной мощности и смене на агрегат с большим классом точности.
  3. При техническом сбое либо ремонте.
  4. При истечении срока проверок или сопутствующих деталей (трансформаторы тока).

Порядок действий

Чтобы опломбировать электросчётчик правильно, нужно обратиться в сбытовую компанию или сетевую организацию. Позвонить начальнику участка вашего РЭС (район электрических сетей), договорится о времени и стоимости услуг. Написать заявление на опломбировку в адрес ответственного лица.

Проблемы, которые могут возникнуть

При распломбировке из-за аварии, переноса или иного воздействия на пломбу, у потребителя есть 2 месяца, чтобы устранить проблему. За это время электричество оплачивается по нормативным значениям. Если счётчик распломбирован более 2 месяцев, на 3 месяц расчёт пойдёт по мощности. Мощность, отведённая на энергообъект, будет умножена на количество дней без опломбировки, а также на 24 часа.

Если проверяющими органами будут выявлены нарушения пломбы, а последняя проверка проводилась более 3 месяцев назад, – это грозит серьёзными финансовыми потерями. Ссылаясь на постановление правительства РФ №442, компания предъявит вам неучтённое потребление электрической энергии, которое будет рассчитываться по максимальной мощности.

Например. Ваша мощность составляет 15 кВт, срок расчёта зависит от количества дней с последнего акта проверки, до момента нарушения целостности пломбы. Счёт за неучтённое энергопотребление будет рассчитываться по формуле: 15 кВт*кол-во дней*24 часа. Максимальное количество дней, которое вам могут предъявить в виде неучтённого энергопотребления – 365 дней!

В спорной ситуации, когда пломба не нарушена, но прибор учёта показывает некорректные данные, не подписывайте акты о неучтённом потреблении. Как бы на вас давили и ни уговаривали! Если счётчик был опломбирован, был принят в эксплуатацию поставщиком услуг, – вы не обязаны платить деньги за неисправное устройство. Теперь это проблема поставщика электричества. Если они имеют подозрения на ваш счёт, они обязаны предоставить результаты заводской экспертизы, где будет доказано, что абонент повлиял на работу электросчётчика. Без прямых доказательств, без вашей подписи, дело не дойдёт до суда.

Классификации пломбировок

Существует несколько видов пломб на счётчиках:

  • Первичная – устанавливаемая изготовителем, имеет определённый период действия, который указывается в инструкции и паспорте (4, 6, 8, 16 лет).
  • Повторная – защитная пломба поставщика услуг, признавших электросчётчик принятым в эксплуатацию.
Пломбы бывают 2 категорий:
  • Заводские.
  • Пломбы поставщиков услуг.

Работы осуществляются в плановом порядке (истёк срок поверки) или внеплановом: поломка, подозрение на неучтённое потребление энергии, перенос счётчика.

Существуют пломбы на аппарате защиты, но не стоит их путать – на подлинность измерении показаний электроэнергии они не влияют.

Как быть с многотарифными счётчиками электроэнергии?

Технически процедура опломбировки от однотарифного аналога не отличается ничем.

Кто и как пломбирует счётчики электроэнергии?

Монтёр должен запрограммировать прибор, выбрав тариф для конкретного региона. От абонента потребуется предоставить проектную документацию электроснабжения.

Без предоставления документов эксплуатация и опломбировка будут запрещены.

Что делать, если на электросчётчике нарушена пломба?

Нужно обратиться к поставщику услуг, написать заявление об опломбировке. Не стоит терять время, – это грозит серьёзными финансовыми потерями: расчёту штрафа по нормативу мощности, обвинении в неучтённом потреблении энергии.

Рекомендации по сохранности пломб

  • Не допускать к счётчику посторонних! Менять или проводить работы могут только представители обслуживающих организаций, предварительно договорившись с вами.
  • Не пытаться, даже если есть опыта работы, монтировать электрический ввод, пломбировать, ремонтировать – ваши действия не имеют юридической силы, они будут использованы против вас. Не осуществлять подключение либо отключение прибора самостоятельно!
  • Держать счётчик электроэнергии в сохранности от влаги, ветра, технических повреждений, без доступа к нему со стороны детей и домашних животных.
  • Сохранить старый агрегат. Не снимать самостоятельно, не изменять маркировки, не выбрасывать до приезда представителей поставщика услуг.
  • Если вам удобнее держать счётчик дома, следует знать про требования п. 1,527, согласно которому, ответственность за сохранность прибора несёт потребитель. От абонента требуется провести монтаж одной точки учёта в доступном месте на высоте 0,7–1,8 метра.
Это следует знать. По постановлению правительства № 307 от 23.05.2006 представитель сбытовой компании или сетевой организации, имеет право проверить целостность пломб, снимать показания электросчётчика не чаще, чем 1 раз в полгода.

Проверка должна быть заранее согласована. После неё составлен акт, копию которого потребитель получает на руки. Если выявлено нарушение, например, повреждение целостности пломбы, маркировки, просрочена поверка или обнаружено занижение показаний электричества, закон будет на стороне обслуживающих организаций, а на потребителя наложен штраф.

Adblock detector